Вторая жизнь Кузьминского гидроузла

В конце 2015 года произошло очень важное событие, которое осталось практически незамеченным — впервые за 30 лет в нашей стране был построен судоходный гидроузел. Речь идет о Кузьминском гидроузлена реке Оке в Рязанской области. Причем он пришел на смену другому гидроузлу, построенному более 100 лет назад.

4018939
Проход судна через старый Кузьминский шлюз. Фото отсюда.

Старый Кузьминский гидроузел построили еще в 1910-13 годах по проекту инженера Н.П. Пузыревского с единственной целью — обеспечения судоходства на верхнем, наиболее мелководном участке реки Оки. Гидроузел замыкает каскад судоходных шлюзов на реках Москва и Ока.

Прокудин-Горский

Прокудин-Горский 2
Строительство Кузьминского шлюза. Фото Прокудина-Горского.

По конструкции старый Кузьминский гидроузел представлял собой очень низконапорное (всего 3,5 м) сооружение, состоящее из грунтовой плотины, водосбросной разборчатой плотины и однокамерного судоходного шлюза. До 1975 года работала небольшая ГЭС.
кузьминская ГЭС
Общий вид старого Кузьминского гидроузла. Фото отсюда.

Водосбросная плотина имела оригинальную конструкцию из так называемых ферм Поаре. После окончания навигации плотина разбиралась и собиралась вновь только после завершения половодья. Кстати, в половодье большинство сооружений гидроузла, включая шлюз, оказывалось под водой.
38011104
Кузьминский гидроузел в половодье. Почти все сооружения затоплены. Фото отсюда.

Проблемы у гидроузла начались почти сразу после завершения строительства. Место его расположения оказалось выбрано очень неудачно — в районе активной оползневой активности, наличия напорных грунтовых вод и разнородных грунтов в основании. В результате за столетний период эксплуатации гидротехнические сооружения оказались серьезно деформированы.
50306798
Проход судна через шлюз. Фото отсюда.

Уже в 1929 году оползневые процессы вызвали смещение стенок шлюза с уменьшением его ширины. В 1948 году усилилась фильтрация в подводной части сооружения (флютбете), оползневые процессы привили к выпучиванию средней части флютбета. Проблема повторилась в 1968 году. В Декабре 1962 года в результате образования ледяного затора вода поднялась выше гребня плотины, что привело к размыву ее грунтовой части с образованием прорана длиной 70-80 м и глубиной до 13 м, который пришлось в аварийном порядке ликвидировать.

Ухудшающееся состояние сооружения вынудило с 1983 года снизить напор на 40 см, что привело к снижению судоходных глубин. Но оползневые процессы продолжались и в 1990 году привели к выпучиванию правой половины флютбета. Напор пришлось снизить еще больше, всего до 1,5 м. Увы, деформация сооружений продолжилась, и проведенные в 1998-2000 годах ремонтные работы с устройством разделительного бычка смогли лишь несколько стабилизировать ситуацию. Стало очевидно, что без радикальной реконструкции сооружения проблему не решить.

63610477
Водосливная плотина. Фото отсюда.

К началу 2010 годов бетонные сооружения гидроузла в результате оползневых процессов сместились от своего проектного положения на значительные величины, до полуметра, что совершенно недопустимо. Уровень безопасности гидроузла был официально признан неудовлетворительным. Из-за вынужденного снижения напора Кузьминский гидроузел фактически перестал выполнять свою главную функцию и сам стал «узким местом» для судоходства — глубины на порогах шлюза летом падали до критически низких значений, останавливавших крупнотоннажное судоходство.

После оценки природных условий и учитывая опыт эксплуатации сооружений было принято решение о бесперспективности попыток реконструкции Кузьминского шлюза. Проблема была решена радикально — строительством нового гидроузла в другом месте, в 3 км ниже по течению, с более благоприятными условиями. В 2011-12 году был разработан проект, а в декабре 2012 года подписан контракт на выполнение работ стоимостью 5,3 млрд рублей.

83298094
Общий вид нового гидроузла. Фото отсюда.

Новый гидроузел построили за три года, используя последние достижения в области гидротехнического строительства. Так, появилась современная железобетонная водосбросная плотина с четырьмя сегментными затворами. Все операции с затворами как на плотине, так и на шлюзе механизированы (функционирование старого гидроузла требовало немало ручного труда).

76558354
Водосбросная плотина нового гидроузла. Фото отсюда.

Судоходный шлюз современной конструкции, обеспечивает простой и удобный проход судов.

55_2043-2015-06-2618 22 34-IMG_2216
Судно в новом шлюзе. Фото отсюда.

Ввод в эксплуатацию нового Кузьминского гидроузла позволил ликвидировать лимитирующий судоходство участок, а также вывести из работы устаревшее и небезопасное гидротехническое сооружение. Появилась возможность возобновления круизных маршрутов по Оке — так называемой «Московской кругосветки», созданы условия для развития грузового судоходства.

_DSC1708
Новый Кузьминский гидроузел в процессе строительства. Фото отсюда.

Что же произошло со старым гидроузлом? Увы, его история завершилась — его демонтировали, чтобы не создавать помех судоходству. В ближайшие годы такая же судьба ожидает и расположенный выше по течению, столь же старый Белоомутский гидроузел. В отличие от Кузьминского, его на другое место переносить не будут, но в процессе реконструкции старые сооружения будут разобраны либо засыпаны и на их месте возведены новые. Контракт на реконструкцию Белоомутского гидроузла уже заключен, работы начались.


Поделиться



Отмечено как: , .

Комментарии (4)

  • Ирина Александровна. написал 21.07.2016 в 14:37 Ответить

    Здравствуйте! Хорошая статья. Всё прочитали. Мы сегодня проходили новым шлюзом. Всё красиво! Не ожидал! Тем более в наше время- и построили новый гидроузел! Честь и хвала!
    Но мы идём на маломерном судне и испытали сложности, с которыми до сих пор не встречались! А прошли мы все Московские шлюзы и с выходомв Балтику, и вот сейчас- на Оку, идём «Московской кругосветкой».
    Если Вам интересно, какие сложности- то мы опишем. Сложности таковы, что малым судам пройти этим шлюзом будет проблематично, если не невозможно.
    С уважением, И.А.Кротова, владелица маломерного судна «Курьер».
    21.07.16г.

    • Пресс-служба написал 21.07.2016 в 14:45 Ответить

      Добрый день!
      Напишите, конечно, ваш опыт наверняка будет полезен для других.

  • Ирина Александровна. написал 21.07.2016 в 20:01 Ответить

    Комментарий.

    Наша моторная яхта имеет параметры: 9,70м- длина, 3,0м- ширина, осадка-0,6 м.
    Имеет верхний «hard top» — попросту пластиковую крышу над верхним постом управления.
    При спуске именно в этом шлюзе имели такого рода сложности: из-за того, что стена шлюза не сплошная в вертикальной плоскости на протяжении всего спуска, а имеет большие пролёты и углубления, то наши кранцы не работают на защиту лодки- приходится проявлять чрезвычайную сноровку при работе с отпорником, которой у малых экипажей может и не быть, прикладывая значительные усилия. Если этого не делать, то катер может:
    1). Повиснуть на привальном брусе лодки (на выступах с рымами );
    2). Разломать хард топ;
    3). Просто поцарапать, а то и разодрать бока лодки, так как кранцы подстроить под конфигурацию стенки невозможно — лодка передвигается во время шлюзования взад- вперёд и кранцы, попадая в углубления стены просто не работают.
    При выходе из шлюза возле «Земснаряда» нас встретило очень сильное навальное течение слева в сторону «Земснаряда».
    Пришлось проходить между земснарядом — он остался справа по борту и мелью слева, держась ближе к «Земснаряду». Навальное течение со стороны плотины слева очень опасно.
    Лодку буквально сдвинуло к «Земснаряду».
    Мы с трудом прошли нижний ограничительный буй «Земснаряда» в трёх метрах от него.
    Т.к. этот шлюз новый и ,наверное, проходит испытания сейчас, хотелось бы сразу обратить внимание инженеров на серьёзные недочёты, которые могут привезти к несчастным случаям. Тем более, что шлюз «Белоомута» ждёт такая же реконструкция, как Вы написали.
    Надо внести такие изменения в проект, чтоб условия шлюзования были не хуже того, как строили наши деды.
    Чтобы любые лодки могли воспользоваться родными водными просторами, как и 100 лет назад!
    Ведь в конечном итоге для нас с вами открываются наши просторы, а не только для движения барж по водным путям России.
    Да, собственно такую задачу и поставил Президент России — обеспечить условия для развития внутреннего туризма в стране.
    И это правильно!
    Призываю и вас соответствовать поставленным задачам Президентом!

    С уважением,

    Капитан моторной яхты Couruer 970, порт приписки — МРП Долгопрудный,
    Бортовой номер Р 28 33 МС.
    Тел. 89103564951
    E Mail
    vlkrotov.krotov7 @gmail.com

    • Пресс-служба написал 21.07.2016 в 21:15 Ответить

      Спасибо за отзыв. Лучше всего будет, если вы продублируете его собственнику гидроузла — ФГУП «Канал им.Москвы» — https://www.fgbu-kim.ru/go/contact

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E-mail*
Сайт
Комментарий

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>