Зарамагские ГЭС. Уникальный долгострой

Недавно вот здесь — region15.ru/blogs/yamshchikova/2011/02/27/zaramagskaya-ges/ был опубликован хороший фотообзор Зарамагских ГЭС в Северной Осетии. Это хороший повод рассказать об этом интереснейшем гидроэнергетичесеом комплексе, которому в этом году исполняется 35 лет. Все фотографии взяты из обзора.


Головная ГЭС. Вид с плотины.

Строительство Зарамагских ГЭС началось в 1976 году. Конструктивно, Зарамагские ГЭС представляют собой сложный комплекс гидротехнических сооружений, который можно условно разделить на три части: головной узел, деривацию и напорно-станционный комплекс Зарамагской ГЭС-1.
Головной узел представлен насыпной плотиной на реке Ардон высотой 39 м, создающей небольшое водохранилище. Из водохранилища, вода поступает на Головную ГЭС, использующую создаваемый плотиной напор. Мощность Головной ГЭС невелика, всего 15 МВт. По первоначальному проекту, плотина должна была быть выше на 40 м, а головная ГЭС мощнее на 20 МВт, но в 1990-х проект переработали и высоту плотины снизили (заодно, лишив водохранилище регулирующей емкости). Головная ГЭС была пущена в 2009 году.


Водохранилище


Водосбросные сооружения и затворы на них с разных ракурсов
 

 


Головная ГЭС. Гидроагрегат, мостовой кран, системы автоматики.

Отработав на Головной ГЭС, вода должна поступать в безнапорный деривационный тоннель длиной 14 226 м, сечением 4,5х4 м. Проходка этого тоннеля является наиболее сложным этапом строительства Зарамагских ГЭС, сейчас строительство тоннеля продолжается.


Пройдя за 50 минут деривационный тоннель, вода попадает на напорно-станционный узел, и в первую очередь — в бассейн суточного регулирования объемом 250 тысяч м3. Это искусственно вырытое небольшое водохранилище, предназначенное для накопления воды, необходимой для работы ГЭС. В настоящее время, работы по сооружению бассейна суточного регулирования в самом разгаре.


Строительство Зарамагских ГЭС неоднократно приостаналивалось из-за нехватки средств, не раз менялись подрядчики. Следы этих пертурбаций остались в виде различного брошенного оборудования. Положение с финансированием стройки стабилизировалось с 2006 года.


После бассейна суточного регулирования, вода будет поступать в сооружаемый в настоящее время сталежелезобетонный водовод внутренним диаметром 4,4 м и длиной 602 м, а затем — в уже построенную вертикальную шахту глубиной 507 м.


Вышка над шахтой


Вертикальная шахта

На дне шахты, поток воды разделяется надвое и по двум горизонтальным водоводам длиной около километра подается к зданию ГЭС

Выходы водоводов и штольни.

Здание Зарамагской ГЭС-1 еще предстоит построить. В нем будут установлены две уникальные для нашей страны вертикальные ковшовые турбины, работающие на расчетном напоре 619 м. Пока самой высоконапорной ГЭС в нашей стране Является Гизельдонская (также расположенная в Северной Осетии), её напор 289 м. Турбины заказаны в Австриии, а вот генераторы отечественные, их изготавливают в Новосибирске. Пуск Зарамагской ГЭС-1 намечен на 2013 год.

 

 


Поделиться



Комментарии (22)

  • smthng_strange написал 25.04.2011 в 19:00 Ответить

    Читаю по ссылке:


    Управление станцией будет осуществляться на Головной Зарамагской ГЭС

    Это ошибка? Между станциями расстояние очень большое, не представляю, как можно будет эффективно ей управлять.

    • Anonymous написал 26.04.2011 в 07:29 Ответить

      Нет, блогер Ямщикова допустила неточность. Речь идет о том, что на головном узле будет регулироваться подача воды по деривации на ГЭС-1. Машинный зал ГЭС-1 будет построен на южной окраине п. Мизур, вдоль Транскама. Там будет свой персонал, который, собственно, и будет управлять станцией.

  • smthng_strange написал 25.04.2011 в 19:00 Ответить

    Читаю по ссылке:


    Управление станцией будет осуществляться на Головной Зарамагской ГЭС

    Это ошибка? Между станциями расстояние очень большое, не представляю, как можно будет эффективно ей управлять.

    • Anonymous написал 26.04.2011 в 07:29 Ответить

      Нет, блогер Ямщикова допустила неточность. Речь идет о том, что на головном узле будет регулироваться подача воды по деривации на ГЭС-1. Машинный зал ГЭС-1 будет построен на южной окраине п. Мизур, вдоль Транскама. Там будет свой персонал, который, собственно, и будет управлять станцией.

  • cojlenbl_ylllu написал 25.04.2011 в 19:41 Ответить

    Майнская С СШ управляется.
    ХХI век на дворе! И вообще, все ГЭС управляются из Иосквы, и не только ГЭС.

    • smthng_strange написал 26.04.2011 в 07:25 Ответить

      Ага, вот так вот прям сидит специально обученный дядька в Кремле и большими-большими рубильниками управляет всеми-всеми электростанциями в стране. И имя его — Чубайс :))).

      Управление ЕЭС действительно есть системное, когда ГЭС выполняют роль компенсатора изменений в нагрузке. Но все задачи по управлению ГЭС этим не ограничиваются. Да и не обязательно ГА работают в таком режиме.

      • saiga20k написал 26.04.2011 в 16:30 Ответить

        Ну вообще ГЭС очнь хорошо автоматизируются, и совершенно безлюдные станции на западе — обычное явление. Хотя чаще все-же не очень крупные.

        • smthng_strange написал 26.04.2011 в 17:31 Ответить

          Ну люди там нужны, чтобы контролирующую функцию исполнять по большей части.

          • saiga20k написал 27.04.2011 в 07:49

            Контролировать опять же дистанционно можно. Но вообще все сильно зависит от размеров станции.

          • smthng_strange написал 27.04.2011 в 08:00

            Ага, чем больше станция — тем больше опасность. Пример СШГЭС очень показателен: да, автоматика должна была сбросить затворы, но всю автоматику затопило. В результате затворы опускали люди. Все-таки человек надежнее любой автоматики.

          • saiga20k написал 27.04.2011 в 08:10

            Да, это одна из основных причин, почему людей оставляют. Но всякие маленькие ГЭС нужно делать безлюдными, а вопросы безопасности решать автоматическими водосбросами, переливными плотинами и т.п.

  • cojlenbl_ylllu написал 25.04.2011 в 19:41 Ответить

    Майнская С СШ управляется.
    ХХI век на дворе! И вообще, все ГЭС управляются из Иосквы, и не только ГЭС.

    • smthng_strange написал 26.04.2011 в 07:25 Ответить

      Ага, вот так вот прям сидит специально обученный дядька в Кремле и большими-большими рубильниками управляет всеми-всеми электростанциями в стране. И имя его — Чубайс :))).

      Управление ЕЭС действительно есть системное, когда ГЭС выполняют роль компенсатора изменений в нагрузке. Но все задачи по управлению ГЭС этим не ограничиваются. Да и не обязательно ГА работают в таком режиме.

      • saiga20k написал 26.04.2011 в 16:30 Ответить

        Ну вообще ГЭС очнь хорошо автоматизируются, и совершенно безлюдные станции на западе — обычное явление. Хотя чаще все-же не очень крупные.

        • smthng_strange написал 26.04.2011 в 17:31 Ответить

          Ну люди там нужны, чтобы контролирующую функцию исполнять по большей части.

          • saiga20k написал 27.04.2011 в 07:49

            Контролировать опять же дистанционно можно. Но вообще все сильно зависит от размеров станции.

          • smthng_strange написал 27.04.2011 в 08:00

            Ага, чем больше станция — тем больше опасность. Пример СШГЭС очень показателен: да, автоматика должна была сбросить затворы, но всю автоматику затопило. В результате затворы опускали люди. Все-таки человек надежнее любой автоматики.

          • saiga20k написал 27.04.2011 в 08:10

            Да, это одна из основных причин, почему людей оставляют. Но всякие маленькие ГЭС нужно делать безлюдными, а вопросы безопасности решать автоматическими водосбросами, переливными плотинами и т.п.

  • Anonymous написал 27.04.2011 в 07:45 Ответить

    На Кавказе совершенно безлюдных станций никогда не будет. Куда уж нынче нам без вневедомственников?

  • Anonymous написал 27.04.2011 в 07:45 Ответить

    На Кавказе совершенно безлюдных станций никогда не будет. Куда уж нынче нам без вневедомственников?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E-mail*
Сайт
Комментарий

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>