Второй тоннель: готовность №1

Строительство берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС близится к своему завершению. Заканчиваются бетонные работы, благоустройство территории, обустройство систем освещения, охранной и пожарной сигнализации, достраиваются дороги. Уже совсем скоро, в конце этого месяца запланировано проведение гидравлических испытаний водосброса на различных режимах, после чего его строительство будет официально завершено и объект будет введен в постоянную эксплуатацию.


В конце августа в газете «Саянские ведомости» Анна Павлова опубликовала очень интересную статью, отрывок из которой, посвященный строительству водосброса, мне хотелось бы привести здесь:

«С приходом осени завершается важный этап в строительстве берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС: в соответствии с графиком на конец августа намечено окончание бетонирования лотковой части левого безнапорного тоннеля. Полностью же вторая очередь масштабного сооружения обещает быть готовой к эксплуатации в октябре. Как и было намечено.

Успешное завершение первого акта грандиозной пьесы под названием «Строительство берегового водосброса» состоялось строго по плану, 1 июня 2010 года: тогда четырехступенчатый перепад вместе с правым тоннелем продемонстрировали полную боевую готовность к самому серьезному паводку.

Собственно, в этом и заключается главная функция водосброса — подстраховка на случай «большой воды»: он предназначен для пропуска экстремальных паводков и паводков редкой повторяемости. При этом необходимо, чтобы уровень водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС достиг отметки 527 метров.

Уже сегодня первая очередь водосброса в случае необходимости способна принять до 2000 кубов воды в секунду, ввод же второго тоннеля увеличит эту цифру вдвое. При этом тоннели могут работать как вместе, так и попеременно. И если учесть, что основный пропуск воды осуществляется через эксплуатационный водосброс и водопропускные тракты гидроагрегатов, то в качестве еще одной полезной функции строящегося сооружения можно отметить снижение нагрузки на эксплуатационный водосброс и водобойный колодец.

Напомним, что пятиступенчатая конструкция водосброса была выбрана не случайно и не сразу. При проектировании рассматривалось множество вариантов — и водосброс шахтного типа, и с носком-трамплином (по которому струя вылетает и падает в реку), был вариант и с тремя ступенями.

Но в научных институтах — ВНИИГ имени Веденеева и НИИЭС, проведя многочисленные гидравлические испытания на модели водосброса и плотины Саяно-Шушенской ГЭС (масштаб 1:100), доказали, что пятиступенчатый водосброс — самый надежный вариант. При этом позволяющий спокойно гасить энергию воды, падающей с высоты 160 метров: на выходе из тоннелей вода имеет скорость около 25 метров в секунду, на входе в Енисей — уже четыре-пять, что соответствует скорости течения реки.

Все это достигается благодаря пяти колодцам, четыре из которых имеют одинаковую конструкцию (своего рода гигантские корыта с облицованными бетоном стенами высотой 40 метров), вода в них, выходя из тоннеля, частично ударяется об воду, частично о стены, переливается через небольшую 14-метровую плотинку, имеющуюся в каждом колодце, и уже с меньшей скоростью движется дальше. Ширина каждого из трех колодцев — 100 метров, длина — 80.

Пятый, нижний, имеет другие параметры, он непосредственно граничит с Енисеем и представляет собой небольшой залив, поэтому дно его не бетонировалось, только откосы укреплялись скальной наброской толщиной в пять метров.

Любопытно, что идея создания берегового водосброса возникла давно: строительство данного сооружения предполагалось еще при сдаче СШ ГЭС в эксплуатацию. Однако только в 2004 году вопрос с финансированием был решен, и строительство началось.

Сегодня же, по словам заместителя начальника участка горно-капитальных работ ОАО «ОЭК» Игоря Сердобинцева, в левом тоннеле уже процентов на девяносто завершено возведение постоянной обделки по стенам и своду, осталось две сбойки по лотковой части на 31-32 и 49-50 секциях, а также лотковой части непосредственно в районе сопряжения подходной выработки – с 60 по 69 секции.

При этом виде работ применяется особая технология бетонирования, предполагающая идеально ровную поверхность. В дальнейшем, когда бетон наберет прочность, здесь будет дополнительно проведено так называемое лечение поверхности: все малейшие выемки, образовавшиеся на стенах после воздушных пузырей, тщательно заделаются специальным составом, успешно испытанным на правом тоннеле.

Словом, пройдет каких-то пару месяцев, и мы получим уникальное сооружение, которое станет очередным штрихом к портрету возрожденной — современной и безопасной – Саяно-Шушенской станции.»


Поделиться



Отмечено как: .

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E-mail*
Сайт
Комментарий

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>