50 лет завершения строительства Волжской ГЭС

50 лет назад было завершено строительство Волжской ГЭС — 10 сентября 1961 года станция была принята в постоянную эксплуатацию. Всего за 10 лет была построена крупнейшая гидроэлектростанция Европы, «великая стройка коммунизма».


Фильм о строительстве и эксплуатации Волжской ГЭС

Строительство Волжской (тогда — Сталинградской) ГЭС было призвано решить многие проблемы пережившей войну страны — обеспечить выработку большого количества электроэнергии, создать условия для надежного судоходства и орошения больших массивов земель. Из водохранилища ГЭС планировали построить самотечный канал длинной в 600 км до реки Урал (его строительство не было завершено, остались лишь некоторые фрагменты этого сооружения).

Первоначально, основной контингент строителей был представлен заключенными ГУЛАГа (к началу 1953 года в Ахтублаге находилось почти 27 тысяч человек). Заключенные не только строили, но и проектировали ГЭС — в начале строительства проектно-конструкторская контора Сталинградгидростроя практически полностью состояла из заключенных специалистов, специально отобранных в различных лагерях ГУЛАГа. Немало заключенных, освободившись, осталось на строительстве по вольному найму.


Первые дома строителей…


…а это то, что было построено их руками несколько лет спустя

В 1853 году, после смерти Сталина, Ахтубинский лагерь был ликвидирован, и заключенные ушли со стройки. Ими не был уложен ни один кубометр бетона в основные сооружения, но их руками в значительной степени были выполнены работы подготовительного периода.

ГЭС строилась в непростых условиях. Исходя из природных условий, большая часть сооружений гидроузла размещена с левого берега реки, там же была развернута и производственная база строительства. Однако, там не было ни дорог, ни электроэнергии, ни жилья — ничего. Все это пришлось строить с нуля, в частности на месте пустыря гидростроители выстроили крупный город Волжский. Но город появился не сразу, и первое время строителям приходилось жить в палатках, землянках и оставшихся от заключенных лагерных бараках.

Не существовало вблизи стройки и моста через Волгу, ближайшие мостовые переходы находились в Саратове и Астрахани. Летом грузы и людей на стройплощадку перевозили корабли и паромы, зимой работала ледовая дорога. Несколько позднее, построили уникальную канатную дорогу, с помощью которой перебрасывали сыпучие грузы; кроме того, дорога имела и пешеходный мостик (правда, ходить по нему было страшновато — но тем не менее, ежедневно по нему проходили сотни людей).


Канатная дорога. Фото отсюда

Однако, трудности не пугали людей. Воспоминания строителей свидетельствуют о большом энтузиазме, с которым велась стройка, о том, что двери в домах строителей не запирались (хотя на стройке было немало бывших заключенных). Стройку постоянно посещали представители партии и правительства, иностранные делегации, известные артисты.


Номер газеты, посвященный завершению строительства


Торжественное открытие Волжской ГЭС


Митинг по поводу завершения строительства Волжской ГЭС

Часть исторических фотографий позаимствована на этом ресурсе, где имеется много других, не менее интересных фото по теме.


Поделиться



Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E-mail*
Сайт
Комментарий

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>