Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Фотообзор

О масштабном проекте комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) я уже рассказывал, но с тех пор у меня появилась возможность на нем побывать и его сфотографировать. Кроме того, совсем недавно, 26 декабря 2011 года, сооружения комплекса предотвратили сильнейшее наводнение — уровень воды мог подняться на 281 см, что привело бы к значительным затоплениям территории города и ущербу в десятки миллиардов рублей.

Затвор судопропускного сооружения С-1.

Напомню, что КЗС представляет собой сложный комплекс сооружений — одиннадцать дамб, 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения с мостом и тоннелем. Общая протяженность сооружений — 25,4 км.


Схема КЗС

Начнем путешествие с северной части КЗС. Первым на нашем пути будет водопропускное сооружение В-6. Его задача — обеспечивать свободный пропуск невской воды в Финский залив.



Под вот этими конструкциями скрываются гидравлические приводы затворов


А вот и сами затворы


Внутренние галереи сооружения


Оборудование гидросистемы, управляющей затворами


Вид сооружения со стороны нижнего бьефа

Все водопропускные сооружения примерно одинаковы, поэтому далее останавливаться на них не будем. Двигаемся дальше по дамбе, которая и составляет большую часть длины сооружений. Ее конструкция позволяет сдерживать подъем воды до 5,4 м, вероятность такого события — один раз в 10000 лет.


По дамбе проложена шестиполосная автомагистраль, замкнувшая кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга, а также кабельная линия 110 кВ, обеспечившая надежное энергоснабжение Кронштадта.

Теперь ознакомимся с судопропускным сооружением С-2, предназначенным для прохода судов класса «река-море». С-2 представляет собой судоходный канал шириной 110 м и глубиной 7 м с подъемно-опускным затвором, который в период спокойной воды находится под водой в специальной камере. Во время наводнений эта конструкция, весом более 3 тысяч тонн, поднимается из воды с помощью четырех гидравлических цилиндров и перекрывает судоходный канал.


Автомобили преодолевают С-2 с помощью полуторакилометрового автомобильного моста. Мост не простой — его центральный пролёт, расположенный над каналом, при необходимости может подниматься со своей обычной высоты 16 м до 25 м за 2-3 минуты.


На специальной площадке рядом с С-2 хранятся ремонтные затворы водопропускных сооружений. При необходимости использования, они транспортируются по воде к месту установки.

Проехав Кронштадт, переместимся в южную часть объекта, на судопропускное сооружение С-1. Оно обеспечивает прохождение морских судов водоизмещением до 120 тыс. тонн и является самым крупным объектом КЗС. В его состав входят морской судоходный канал (ширина — 200 м, глубина – 16 м), плавучий затвор (две створки), автодорожный тоннель (длина – 1961 м, в том числе два открытых рамповых участка длиной 386 метров).


Канал и затворы.


Затворы совершенно уникальны — они плавучие. Их створки стоят в доке, а когда нужно их закрыть, док заполняется водой, затворы всплывают, выдвигаются и перекрывают канал, после чего заполняются водой и опускаются на дно.


Затворы дока, в котором хранится плавучий затвор. Затворы для затвора, о как.


Плавучий затвор перемещает вот это удивительное устройство, которое называют «паровозиком», хотя к паровозам оно относится лишь постольку, поскольку тоже движется по рельсам.


При строительстве сооружения, было обнаружено ряжевое заграждение времен Петра I, построенное для того, чтобы не допустить прохода вражеских кораблей к Петербургу. Были и другие находки — от чугунных ядер до немецких авиабомб.


Управление комплексом производится из современного центра, расположенного в Кронштадте. Один оператор легко контролирует все сооружения.


В Кронштадте есть и еще несколько занятных мест, напрямую связанных с наводнениями. Вот эта табличка показывает, до какой отметки поднималась вода во время сильнейшего наводнения 1824 года.


А вот это — нуль Кронштадского футштока. Именно от него отмеряются отметки высот по всей стране, в том числе и отметки уровня водохранилищ. И когда мы слышим, что например Саяно-Шушенское водохранилище наполнено до отметки 537 м — эти метры отсчитываются именно от этой точки нивелирной сети.


Поделиться



Отмечено как: , .

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E-mail*
Сайт
Комментарий

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>