В долгой истории проекта подъема уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки появился новый поворот. В то время, как общественные обсуждения проекта завершаются и он готовится к передаче на государственную экологическую экспертизу, запущен процесс так называемой общественной экологической экспертизы, руководить которой будет член-корреспондент АН России Алексей Яблоков. История Чебоксарской ГЭС становится все более похожей на историю другого гидротехнического сооружения — комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС), экспертизой которого также в свое время занимался господин Яблоков. Вспомним, как это было.
Алексей Яблоков. Фото отсюда.
КЗС, представляющий собой перегораживающую Невскую губу Финского залива дамбу (с рядом судопропускных и водопропускных отверстий) начали строить в 1979 году. В 1984 году была отсыпана северная часть дамбы, стройка была в самом разгаре. Но наступила Перестройка, и объект оказался под огнем яростной критики.
Атака на КЗС началась в 1987 году, после публикации в газете «Известия» письма «А где защита от дамбы?», под которым стояли подписи академика Дмитрия Лихачева и писателя Даниила Гранина. Постепенно в дискуссию о проекте втянулся весь Петербург (тогда еще Ленинград), эта тема стала центральной в политической жизни города.
Основная экологическая претензия к КЗС заключалась в опасениях, что они ухудшат водообмен в Невской губе, превратив ее в «гниющее болото» (кстати, этот аргумент является одним из центральных и в обсуждении Чебоксарского проекта). Заключения проектировщиков о том, что этого не произойдет, общественностью отвергались. Было решено организовать независимые экспертизы.
В январе-июне 1989 года проект изучала комиссия Ленинградского научного центра АН СССР, под руководством В.А.Румянцева. Состав комиссии — представители академической и вузовской науки города, они серьезно изучили проект и подготовили 200-страничное заключение, в котором признали, что КЗС не являются причиной ухудшения экологического состояния Невской губы.
Общественность эта комиссия не устроила, и была организована комиссия Президиума АН СССР, работавшая с мая 1989 по июнь 1990 года. Ее руководителем был назначен член-корреспондент АН А.Н.Яблоков, специалист по биологии китообразных и эволюционной теории. В комиссию входило несколько маститых академиков, ни один из которых не являлся специалистом ни в гидрологии, ни в строительстве. Из всей комиссии только один человек — член-корреспондент АН Григорян нашел время на то, чтобы посмотреть на уникальную гидравлическую модель КЗС, созданную в институте гидротехники им.Веденеева. Кстати, он же оказался единственным членом комиссии, отказавшимся подписать ее заключение.
Эта комиссия выпустила 30-страничное заключение, в котором заявила, что основной причиной ухудшения экологического состояния Невской губы и восточной части Финского залива является наличие дамбы. Строительство дамбы необходимо прекратить, разработав альтернативный проект защиты города от наводнений. Более того, в заключении имелся и такой пункт:
«Просить Президиум АН СССР поручить институту государства и права АН СССР рассмотреть вопрос о юридической ответственности партийного и советского руководства за бессмысленную трату средств, Ленгидропроекта — за необоснованный и экологически опасный проект, руководителей Ленморзащиты — за грубое нарушение заданных условий строительства. В случае положительного решения подготовить материалы комиссии для передачи в Прокуратуру СССР».
Заключения комиссий Яблокова и Румянцева явно противоречили друг другу, посему было решено создать международную комиссию, в которую вошли 11 ведущих профильных специалистов — четыре голландца, два ученых из США, два финна, по одному представителю Италии, Дании и Англии. Комиссия работала с июня по декабрь 1990 года и опубликовала 256-страничное заключение, в котором пришла к выводу о обоснованности и экологической безопасности проекта.
Самое интересное, что и международная экспертиза никого по большому счету не убедила. Общественное мнение было сформировано — около 70% петербуржцев требовали демонтажа КЗС. Одновременно с крахом экономики и распадом СССР стройка остановилась сама по себе по причине отсутствия финансирования.
В 2005 году у государства появились деньги на то, чтобы завершить начатое. Строительство было возобновлено, причем по исходному советскому проекту, без принципиальных изменений. С 2009 года КЗС получил техническую возможность защитить город от наводнений, а в 2011 году его строительство было официально завершено. Даже в экстремально жаркое лето 2010 года Невская губа в зловонное болото не превратилось. Зато в конце 2011 года дамба защитила Петербург от мощного наводнения.
Интересно, что после принятия принципиального решения о достройке КЗС от когда-то бушевавших страстей не осталось и следа. Не выступал против достройки и Алексей Яблоков — во всяком случае, никаких следов этого обнаружить не удалось.
Комментарии (0)