Уникальные судопропускные сооружения

Строительство судоходных каналов и водохранилищ приводит к необходимости переброски речных судов между бьефами. Традиционно эта задача решается при помощи шлюзов, гораздо реже используются судоподъемники. Эти сооружения, при всей своей утилитарности, нередко представляют собой настоящие шедевры инженерной мысли. Расскажем о некоторых интересных конструкциях.

Фото отсюда

Самым оригинальным сооружением является, пожалуй, роторный судоподъемник «Фолкирк Вил» в Шотландии, построенный в 1999-2002 годах на канале, соединяющем Глазго и Эдинбург. Вращающаяся часть сооружения состоит из двух заполненных водой камер, в каждой из которой может поместиться несколько яхт и катеров общим весом в 600 тонн. Перепад между бьефами — 24 метра, процесс перемещения занимает 15 минут. В верхнем бьефе судоходный канал реализован в виде акведука и тоннеля.

Фото отсюда. Это гидротехническое сооружение стало настоящим аттракционом, многие приезжают в Шотландию именно для того, чтобы на нем прокатиться.

В том же 2002 году на Центральном канале Бельгии был пущен в эксплуатацию вертикальный судоподъемник с перепадом между бьефами в 73 м. Этакий огромный лифт, заменивший четыре меньших по размеру судоподъемника, построенных еще в конце 19-начале 20 века.

Фото отсюда

В отличие от шотландской конструкции, больше ориентированной на туристов и маломерные суда, бельгийский судоподъемник активно используется для перемещения грузовых судов водоизмещением до 2000 т.

Сразу два уникальных судопропускных сооружения расположены в Китае, в составе гидроузла «Три Ущелья». Во-первых, это гигантские судоходные шлюзы — пятикамерные, рассчитанные на проход судов водоизмещением 10 000 т. Ожидается, что в перспективе через шлюзы будет проходить до 100 млн.тонн грузов в год.

Шлюзы. Фото отсюда

Во-вторых, это судоподъемник, который после завершения намеченного на 2014 год строительства станет крупнейшим в мире. Размеры бассейна судоподъемника — 120x18x3,5 м, вес судна — 3000 т, перепад между бьефами — 113 м. Судоподъемник планируется использовать главным образом для пропуска пассажирских судов, для которых затрата времени в 30-40 минут вместо 3-4 часов на шлюзование весьма актуальна.

Модель гидроузла «Три Ущелья». Судоподъемник справа, примыкает к плотине. Фото отсюда

Грандиозен судоподъемник Красноярской ГЭС, о котором мы уже рассказывали. Напомним, что он способен поднять судно водоизмещением 1500 т на высоту более 100 м, а его конструкция включает в себя гигантский поворотный круг.

Завершим еще одним ранее освещенном в этом блоге сооружением — Магдебургским водным мостом длиной 918 м, завершенном строительством в 2003 году.

Интересно, что уникальные и весьма дорогостоящие судопропускные сооружения построены совсем недавно, что свидетельствует о том, что речной транспорт сохраняет свое значение и сейчас, в эпоху автомагистралей и скоростных железных дорог.


Поделиться



Комментарии (4)

  • Владимир написал 17.01.2013 в 14:37 Ответить

    В журнале «Гидротехническое строительство», № 10-2006, на стр.47-51 интересная статья Р.Кромера «Гидросооружения водных путей Германии». Советую опубликовать или каким-то другим способом познакомить читателей. Владимир.

    • Пресс-служба написал 17.01.2013 в 15:12 Ответить

      Спасибо, поищем эту статью.

    • Макс Поршнев написал 15.04.2016 в 11:24 Ответить
  • Елена написал 14.02.2013 в 15:15 Ответить

    Ну судоподъёмник Красноярской ГЭС меня в дикий восторг привёл) Такая «махина» и по 9-ти метровому рельсовому пути,а затем ещё и вращается на круге)))) Просто гениальность инженерной мысли))) Шотландская «каруселька» тоже очень необычная!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E-mail*
Сайт
Комментарий

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>