Первая крупная ГЭС в Сибири

Развитие большой гидроэнергетики в Сибири началось существенно позже, чем в европейской части страны. Великая Отечественная война изменила ситуацию — в Сибирь было передислоцировано множество промышленных предприятий, столкнувшихся на новом месте с жестким дефицитом электроэнергии. Неудивительно, что сразу после окончания войны строительство крупных ГЭС на Оби и Ангаре было внесено в повестку дня, и в 1950-м году одним постановлением Совмина СССР было санкционировано строительство Новосибирской и Иркутской ГЭС. Строители станции на Ангаре опередили своих коллег на Оби, и первой крупной гидроэлектростанцией в Сибири стала именно Иркутская ГЭС. О ней мы сегодня и расскажем.
IMG_2074

Иркутская ГЭС имеет несколько характерных особенностей, выделяющих ее из ряда других гидроэлектростанций. У нее нет водосбросной плотины — только донные водосбросы, совмещенные со зданием станции (похожую конструкцию имеет Саратовская ГЭС). Сток Ангары сильно зарегулирован Байкалом, что позволило отказаться от мощных водосбросных сооружений.

IMG_2067
Напорный фронт станции образуют четыре земляные плотины, отсыпанные из песчано-галечниковой смеси. Для защиты от фильтрации служит суглинистое ядро. Плотины весьма массивны — перед их проектировщиками была поставлена задача обеспечить устойчивость сооружения при прямом попадании 10-тонной авиабомбы, из-за чего ширину гребня плотины пришлось увеличить до более чем 50 метров. Кстати, плотины принадлежат «РусГидро», которое сдает их «Иркутскэнерго» (собственнику станции) в аренду.

Irkutsk-hydroelectric
Фото отсюда

Само здание ГЭС как-бы «упрятано» между плотинами. По крыше машинного зала проложена автодорога (как и на Чебоксарской ГЭС, например). На станции этим обстоятельством не очень довольны — крыша местами протекает, а отремонтировать ее не получается, для этого нужно на несколько месяцев остановить движение через плотину, против чего возражают городские власти.

IMG_2081
В самом машзале установлено 8 гидроагрегатов с поворотно-лопастными турбинами. Работают без замены по настоящий день. Столь долгой их жизни способствует то, что станция работает в базовом режиме, т.е. агрегаты эксплуатируются на постоянной мощности, да и напоры меняются незначительно.

Конечно, периодически агрегаты ремонтируют. На момент съемки одна машина как раз была выведена в ремонт и разобрана.

IMG_2088
Кратер агрегата со статором генератора

IMG_2104
Втулка рабочего колеса турбины

IMG_2108
Лопасть турбины

IMG_2112
Ротор генератора

IMG_2085
Антикварная колонка регулирования

IMG_2084
Табличка генераторов. Новосибирские

IMG_2115
Главный щит управления, тоже довольно древний. Стоит отметить, что не смотря на внешнее обилие старого оборудования, на станции много чего заменено — силовые трансформаторы, выключатели на распредустройстве (поставлены элегазовые), система собственных нужд и т.п.

IMG_2125
Кстати да

IMG_2069
Еще одна особенность ГЭС — два распредустройства, одно 110 кВ на левом берегу, другое 220 кВ — на правом. Друг с другом общаются через автотрансформаторы на здании ГЭС. На фото левобережное распредустройство.

IMG_2073
Отводящий канал. Ангара в этом районе и до строительства ГЭС не замерзала, так что появление ГЭС тут мало что изменило.

У Иркутского водохранилища непростая судьба. В его состав вошло озеро Байкал (его уровень поднялся примерно на метр), а Байкал — наше национальное достояние, так что к вопросам регулирования его уровня внимание традиционно повышенное. В 2001 году правительство, заботясь об экологии озера, ввело запрет на изменение уровня водохранилища более чем на метр (фактически, был изменен уровень мертвого объема водохранилища, а также запрещена форсировка его уровня). Проблема в том, что при таких ограничениях обеспечить удовлетворяющее всех регулирование невозможно. Но это особая история, о которой мы как-нибудь расскажем отдельно.


Поделиться



Комментарии (2)

  • Сергей написал 01.04.2014 в 22:39 Ответить

    Генераторы не харьковские… Поправьте, пожалуйста.

    • Пресс-служба написал 02.04.2014 в 06:34 Ответить

      Да, опеиска. Харьковские турбины, поправлено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E-mail*
Сайт
Комментарий

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>