2015 год оказался непростым для экономики России, что отразилось и на гидроэнергетике. Отсутствие роста энергопотребления не позволяет обосновать строительство новых станций, основным направлением становится модернизация действующих ГЭС и завершение строительства уже начатых объектов.
Все самое важное, что случилось в РусГидро в прошедшем году, собрано вот в этом ролике:
Поговорим подробнее об основных событиях в области гидроэнергетики страны.
В прошедшем году была введена в эксплуатацию одна относительно крупная станция — Гоцатлинская ГЭС мощностью 100 МВт в Дагестане. Объект интересный, задуманный еще во времена СССР, но начатый строительством уже в современной России. Состав сооружений включает в себя грунтовую плотину высотой 69 м с асфальтобетонной диафрагмой, автоматический тоннельный эксплуатационный водосброс, здание ГЭС берегового типа. В машинном зале установлены два гидроагрегата мощностью по 50 МВт с радиально-осевыми турбинами. Станция заработала в октябре 2015 года, в 2016 году планируется окончательно завершить все остаточные работы.
Очень активно велось строительство Нижне-Бурейской ГЭС в Амурской области. По итогам года уложено около 90% бетона, смонтированы закладные части гидротурбин, начато возведение русловой грунтовой плотины, монтаж гидромеханического оборудования. В планах на 2016 год перекрытие Буреи и пуск гидроагрегатов.
Продолжалось и строительство Усть-Среднеканской ГЭС, здесь вели отсыпку грунтовой плотины, а также цементационные работы в ее основании. В 2016 году на стройплощадку начнут поступать детали третьего гидроагрегата, начнется его монтаж. Работы в рамках пускового комплекса должны быть завершены в 2018 году.
Строительство Богучанской ГЭС находится на этапе завершающих работ. Все гидроагрегаты были пущены ранее, в 2015 году было начато строительство автомобильного моста по гребню плотины. Важным событием стало испытание уникального для отечественной гидроэнергетики ступенчатого водосброса станции, ставшее возможным после заполнения водохранилища до проектной отметки 208 м. В 2016 году планируется завершить все строительные работы по этому объекту.
По самой крупной строящейся гидроэлектростанции на Северном Кавказе, Зарамагской ГЭС-1 мощностью 342 МВт, в 2015 году было принято принципиальное решение о ее достройке. Объект с уникальными параметрами и очень большой, сложной историей. В 2016 году здесь ожидается значительное увеличение масштаба работ, будет начато возведение здания гидроэлектростанции.
Пуск Зеленчукской ГЭС-ГАЭС мощностью 140 МВт в Карачаево-Черкесии перешел на 2016 год. Объект не имеет аналогов в России, в ходе строительства не раз с целью обеспечения максимальной надежности и безопасности менялись конструктивные решения, что отразилось на сроках строительства. Тем не менее, основной объем строительных работ на станции завершен.
В 2016 году ожидается пуск и Зарагижской ГЭС мощностью 30,6 МВт в Кабардино-Балкарии. Здесь также достигнута высокая готовность к пуску — полностью построены деривация, напорный бассейн, напорный водовод, распределительное устройство. Ведется монтаж гидроагрегатов.
Восстановленная Лыковская ГЭС. Фото отсюда
В части малой гидроэнергетики можно отметить пуск восстановленной Лыковской ГЭС в Орловской области (частный проект), а также отбор в рамках конкурса ВИЭ проекта Белопорожской ГЭС в Карелии (две очереди по 24,8 МВт, оператор проекта — «Норд Гидро»).
По проектам модернизации действующих станций активно велись работы по замене гидросилового оборудования на Волжской, Жигулевской, Саратовской, Новосибирской, Чеброксарской и Миатлинской ГЭС. На Камской ГЭС они были завершены, эта станция стала первой крупной ГЭС РусГидро, на которой заменили все гидротурбины (не Считая восстановленной Саяно-Шушенской ГЭС). В 2016 году, помимо продолжения работ на вышеупомянутых станциях, начнется замена гидроагрегатов на Воткинской ГЭС. По модернизации оборудования ГЭС, не входящих в РусГидро, стоит упомянуть пуск первого замененного гидроагрегата Усть-Хантайской ГЭС, объявленный конкурс на замену части гидроагрегатов Иркутской ГЭС. Была завершена реконструкция гидрогенераторов Красноярской ГЭС, продолжалась замена рабочих колес на Братской ГЭС, в 2016 году замену колес планируется начать и на Усть-Илимской ГЭС.
>Отсутствие роста энергопотребления не позволяет обосновать строительство новых станций, основным направлением становится модернизация действующих ГЭС и завершение строительства уже начатых объектов.
То есть, новых ГЭС строить пока не будут?
Какие вообще планы после Нижне-Бурейской? Южно-якутский ГЭК похоронили окончательно? Что-то погуглил про Канкунскую ГЭС — никаких новостей с 14 года.
Пока никаких конкретных планов по строительству новых ГЭС нет. Проект Канкунской ГЭС закрыт несколько лет назад по причине его высокой стоимости и отсутствия необходимости в таком количестве электроэнергии. В перспективе возможно строительство ГЭС на притоках Амура, которые будут также иметь противопаводковое значение, но по ним на данный момент решений не принято.
Спасибо за ответ.
А про ПЭС что нибудь слышно? Мезенская вроде есть в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 20 года (в максимальном варианте на 16-20 годы). Надо думать, план передвинется?
Генсхема до 20 года давно не действует, есть до 30-го.
Строительство ПЭС в ближайшей перспективе не предусматривается, в ней просто нет необходимости.
По поводу обоснования строительства новых ГЭС, вот на вашем же сайте ваше же видео дает их http://www.rushydro.ru/press/material/multimedia/video/79806.html. Вполне достойные обоснования.
А вообще, разве не разумно строить ГЭС для замещения электростанций, сжигающих минеральное сырье, особенно учитывая огромный гидроэнергетический потенциал России (до 10% мировых гидроэнергоресурсов, кажется) и преимущества собственно ГЭС перед другими типами электрогенерации?
Есть ли какие-нибудь движения по вопросу подъема уровня Чебоксарского водохранилища до проектного?
Разумно, но в текущей экономической ситуации сложно привлечь длинное и дешевое финансирование, без которого строительство новых ГЭС не окупается.
По Чебоксарскому водохранилищу продолжаем ждать окончательного решения, сейчас одновременно идет проектирование низконапорного гидроузла и оценка затрат на обустройство водохранилища на текущей отметке.
А кто должен принять окончательное решение? Как я понимаю, чем дольше вопрос уровня водохранилища подвешен, тем дороже обойдется реализация решения, независимо от того, какое оно будет.
«Сложно привлечь длинное и дешевое финансирование», а Русгидро пыталась? Роснефть просила в ФНБ больше триллиона (не дали, но пыталась), это было на слуху, про Русгидро не слышал. А можете назвать примерную цифру, сколько в среднем стоит строительство 1 гигаватта генерации? Понятно, что разброс может быть большой, но хотя бы примерный диапазон.
Мне кажется странным и непонятным, что Россия по производству гидроэнергии в абсолютных цифрах больше чем в 2 раза уступает Канаде и Бразилии и лишь совсем немного больше Норвегии. Поэтому и спрашиваю про строительство новых ГЭС
Окончательное решение принимает руководство страны.
По финансированию, РусГидро уже получило в свое время государственное финансирование в объеме 50 млрд рублей на строительство остро необходимых тепловых станций на Дальнем Востоке, ранее были получены бюджетные средства на строительство Гоцатлинской ГЭС, проектирование Канкунской ГЭС. В текущей же экономической ситуации рассчитывать на бюджетные средства не приходится.